ИНДЕКС ЦЕНЗУРЫ: ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. ОКТЯБРЬ 2013 ГОДА

ИНДЕКС ЦЕНЗУРЫ: ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. ОКТЯБРЬ 2013 ГОДА

Мониторинг «Индекс цензуры: Донецкая область» проводится ежемесячно начиная с июня 2013 года. Основные объекты мониторинга — газеты Донецкой области, учредителями которых выступают местные органы власти: «Жизнь», «Донеччина» (учредитель обеих — Донецкая областная государственная администрация), «Муниципальная газета» (учредитель — Донецкий городской совет). Коммунальные СМИ региона представляют неотъемлемую часть локального медиа-ландшафта и, во многом, отражают позицию местных властей по важнейшим вопросам жизнедеятельности общества.

Данный анализ может быть использован для идентификации посланий местной власти (в том числе скрытых), которые транслируются или игнорируются изданиями, получающими финансовую поддержку из бюджета.

Данные «Индекса цензуры» можно использовать при подготовке анализа внутренних конфликтных ситуаций между различными органами местной власти в Донецкой области.

Общие сведения об изданиях для мониторинга:

«Жизнь» — донецкая областная общественно-политическая газета. Учредители: Донецкий областной совет, Донецкая областная государственная администрация. Издатель — коммунальное предприятие «Редакция газеты «Жизнь». Директор — главный редактор Дмитрий Шишкин. Газета выходит по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В пятницу выходит «Жизнь-Неделя» средним заявленным тиражом — 43 тысячи экземпляров. Средний заявленный тираж будничного выпуска — 24 тысячи экземпляров. Финансирование из областного бюджета в 2013 году: 117 тысяч 522 грн.

«Донеччина» — украиноязычная газета Донецкой области. Учредители: коллективное предприятие «Редакция газеты «Донеччина», Донецкая областная государственная администрация. Издатель — коллективное предприятие «Редакция газеты «Донеччина». Главный редактор — Игорь Зоц. Газета выходит по вторникам, пятницам. Средний заявленный тираж в месяц всех выпусков — около 27 тысяч экземпляров. Финансирование из областного бюджета в 2013 году: 100 тысяч грн. Также из областного бюджета финансируется статья «Централізоване забезпечення комунальних газет області папером за рахунок коштів обласного бюджету та субвенцій міст та районів» в размере 1 млн. 190 тысяч грн. Данные средства выделяются в рамках Распоряжения председателя Донецкой областной государственной администрации от 14 марта 2013 года № 114 и указаны в приложении к Распоряжению «Напрямки використання у 2013 році коштів обласного бюджету на виконання заходів з розвитку інформаційного простору». Вместе с тем, в открытом доступе отсутствует информация о том какие конкретно СМИ получают бумагу за 1 млн. 190 тысяч грн.

«Муниципальная газета» — городское общественно-политическое издание Донецка. Учредитель: Донецкий городской совет, все районные в городе Донецке советы. Издатель — коммунальное предприятие «Редакция газеты «Наш дом плюс». Директор-главный редактор — Елена Блоха. Газета выходит по пятницам. Заявленный тираж каждого выпуска 17 тысяч 575 экземпляров. Финансирование из городского бюджета в 2013 году: 516 тысяч 100 грн. Сведения об изданиях для мониторинга в августе 2013 года:

Вышло всего номеров в октябре:

«Жизнь» — 19 номеров

«Донеччина» — 7 номеров

«Муниципальная газета» — 4 номера.

Степень равности доступа к коммунальным СМИ партий в октябре 2013 года:

Лидером положительных отзывов в октябре в коммунальной прессе остается Партия регионов и политики, связанные с ней.

О работе партии сообщают различные депутаты-регионалы, чья партийная идентификация не указывается, но несёт положительную рекламу для Партии регионов, правительства и президента.

Газета "Жизнь" о народном депутате, члене Партии регионов Борисе Колесникове в № 151 от 18.10.2013 пишет: "Как сказал в комментарии "Жизни" народный депутат Украины Борис Колесников, часть предприятий области на 101% уже готовы выходить на европейские рынки. Но надо быть готовым к тому, что путь будет нелёгким, с учётом жёсткой конкуренции".

Газета "Донеччина" о народном депутате, члене Партии регионов Елене Бондаренко в № 67 от 11.10.2013 пишет: "Демократія ні в одній країні світу не буває безкоштовною. І ми повинні заплатити, яущо хочемо за допомогою громадського телебачення вирішити проблему прозорості суспільства, інформованності, освіти і досягти інших цілей - переконана О. Бондаренко".

Также газеты упоминали партии "Украинский демократический альянс за реформы Виталия Кличко" (УДАР) и Коммунистическую партию Украины (КПУ).

Так, газета "Донеччина" о главе фракции КПУ Петре Симоненко в № 66 от 8.10.2013 пишет: "За словами Петра Симоненка, уряд "підстрахувався", провівши через парламент рішення про те, що соціальні виплати будуть виплачуватися, виходячи з наявних ресурсів бюджету . У результаті десяткам категорій "пільговиків" фінансова підтримка призначена "на папері", а насправді вони нічого не отримають".

Газета "Донеччина" о народном депутате, члене партии УДАР Сергее Каплине в № 69 от 18.10.2013 пишет: "46% бюджету йде на утримання влади й силових органів. Комітети Верховної ради й суди перетворилися на модельні агенства. Коли голосують за призначення суддів і дивишся на ложу, де вони перебувають - очі розбігаються, наче в нічному клубі. Переважо це 30-річні дівчата з нарощеним білим волоссям до колін, з діамантами по чотири карати".

Комментарии членов оппозиционных партий ("ВО "Батькивщина", "Свобода" и другие), информация об этих париях, не считая партию УДАР, в коммунальных газетах отсутствуют.

Частота использования языка вражды коммунальными СМИ (совокупность текстов (а также заголовков, фотографий и иных элементов) СМИ, прямо или косвенно способствующих возбуждению вражды или неприязни, в том числе к оппонентам):

16 октября 2013 года в номере 149 газета жизнь "Жизнь" опубликовала статью "Условия равноправного партнёрства". Автор текста не указан. Данный материал вышел в газете в период активной кампании, которую проводит власть в рамках шестого международного инвестиционного саммита «Устойчивое развитие: энергоэффективность, ресурсосбережение и экобезопасность".

"Самое парадоксальное, что во всей этой ситуации российское руководство по сути не оставило Украине иной альтеративы, кроме европейского союза. Использование силовых аргументов на таможне, в политике, без желания идти на компромиссы просто не укладывается в логику любого сотрудничества. Вообще все попытки свести вопросы интеграции к сугубо экономическим параметрам выглядит, мягко говоря, неискренним. Прежде всего, любые мало-мальски значимые решения в украинско-российских отношениях, особенно в последнее время, несут в себе больше политических мотивов, чем элементов экономического сотрудничества. Попытки политизировать экономику в конечном итоге доводят ситуацию до абсурда. Ведь и Европа, и Украина, и Россия являются членами Всемирной торговой ассоциации, и говорить о существинных различиях в принципах определения качеств продукции или основах международной торговли при этом просто смешно".

Цель статьи - положительная реклама евроинтеграции Украины и трансляция идеи вступления в Таможенный союз с негативной стороны. Альтернативные мнения не представлены.

Данный мониторинг составлен в рамках проекта Донецкой областной общественной организации «Донецкий институт информации» «Проведение регулярного мониторинга коммунальных средств массовой информации «Индекс цензуры». Результаты мониторинга представляются 1 раз в месяц до 5 числа каждого нового месяца и касаются данных за предыдущий календарный месяц. В мониторинге отражаются лишь те события, которые были учтены Донецкой областной общественной организацией «Донецкий институт информации» при его подготовке и классифицированы по существующим критериям. Мониторинг рассылается по адресам электронной почты граждан и организаций, которые подписаны на рассылки Донецкой областной общественной организации «Донецкий институт информации». Для оформления подписки пишите на адрес dii@pravda.dn.ua с темой письма «Индекс цензуры». Контактный телефон мониторинговой группы — +3-8-062-348-21-07.

0