ИНДЕКС ЦЕНЗУРЫ: ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. СЕНТЯБРЬ 2013 ГОДА

ИНДЕКС ЦЕНЗУРЫ: ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. СЕНТЯБРЬ 2013 ГОДА

Мониторинг «Индекс цензуры: Донецкая область» проводится ежемесячно начиная с июня 2013 года. Основные объекты мониторинга — газеты Донецкой области, учредителями которых выступают местные органы власти: «Жизнь», «Донеччина» (учредитель обеих — Донецкая областная государственная администрация), «Муниципальная газета» (учредитель — Донецкий городской совет).

Коммунальные СМИ региона представляют неотъемлемую часть локального медиа-ландшафта и, во многом, отражают позицию местных властей по важнейшим вопросам жизнедеятельности общества. Данный анализ может быть использован для идентификации посланий местной власти (в том числе скрытых), которые транслируются или игнорируются изданиями, получающими финансовую поддержку из бюджета.

Данные «Индекса цензуры» можно использовать при подготовке анализа внутренних конфликтных ситуаций между различными органами местной власти в Донецкой области.

Общие сведения об изданиях для мониторинга:

«Жизнь» — донецкая областная общественно-политическая газета. Учредители: Донецкий областной совет, Донецкая областная государственная администрация. Издатель — коммунальное предприятие «Редакция газеты «Жизнь». Директор — главный редактор Дмитрий Шишкин. Газета выходит по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В пятницу выходит «Жизнь-Неделя» средним заявленным тиражом — 43 тысячи экземпляров. Средний заявленный тираж будничного выпуска — 24 тысячи экземпляров. Финансирование из областного бюджета в 2013 году: 117 тысяч 522 грн.

«Донеччина» — украиноязычная газета Донецкой области. Учредители: коллективное предприятие «Редакция газеты «Донеччина», Донецкая областная государственная администрация. Издатель — коллективное предприятие «Редакция газеты «Донеччина». Главный редактор — Игорь Зоц. Газета выходит по вторникам, пятницам. Средний заявленный тираж в месяц всех выпусков — около 27 тысяч экземпляров. Финансирование из областного бюджета в 2013 году: 100 тысяч грн. Также из областного бюджета финансируется статья «Централізоване забезпечення комунальних газет області папером за рахунок коштів обласного бюджету та субвенцій міст та районів» в размере 1 млн. 190 тысяч грн. Данные средства выделяются в рамках Распоряжения председателя Донецкой областной государственной администрации от 14 марта 2013 года № 114 и указаны в приложении к Распоряжению «Напрямки використання у 2013 році коштів обласного бюджету на виконання заходів з розвитку інформаційного простору». Вместе с тем, в открытом доступе отсутствует информация о том какие конкретно СМИ получают бумагу за 1 млн. 190 тысяч грн.

«Муниципальная газета» — городское общественно-политическое издание Донецка. Учредитель: Донецкий городской совет, все районные в городе Донецке советы. Издатель — коммунальное предприятие «Редакция газеты «Наш дом плюс». Директор-главный редактор — Елена Блоха. Газета выходит по пятницам. Заявленный тираж каждого выпуска 17 тысяч 575 экземпляров. Финансирование из городского бюджета в 2013 году: 516 тысяч 100 грн.

Сведения об изданиях для мониторинга в сентябре 2013 года:

Вышло всего номеров: «Жизнь» — 16 номеров ; «Донеччина» — 7 номеров; «Муниципальная газета» — 4 номера.

Степень равности доступа к коммунальным СМИ партий (количество материалов в которых упоминаются названия основных парламентских политических партий или фамилии их представителей в анализируемых СМИ на протяжении минувшего периода, где знаком «+» обозначается информация, которая имеет положительный результат для объекта, знаком «-» негативный, знаком «~» - нейтральный):

Лидером положительных упоминаний в местной коммунальной прессе по-прежнему остается Партия регионов. Регулярно статьи с упоминанием этой политической силы выходят в газетах «Жизнь» и «Донеччина». Коммунистическая партия Украины упоминалась в двух статьях в сентябре в газете «Донеччина». Оба текста — интервью с Петром Симоненко. Как и в предыдущие периоды, газеты, издающиеся за счет местных бюджетов, молчат об активности оппозиции и не предоставляют представителям оппозиционных партий свои страницы для публикации мнений. В номере 127 от 6 сентября газеты «Жизнь» без отметки реклама используется логотип Партии регионов с подписью «Я помню! Я горжусь!». Блок посвящен поздравлению с Днем освобождения Донбасса. Отметки «Реклама» нет.

Частота использования языка вражды коммунальными СМИ (совокупность текстов (а также заголовков, фотографий и иных элементов) СМИ, прямо или косвенно способствующих возбуждению вражды или неприязни, в том числе к оппонентам):

5 сентября 2013 года в номере 126 газета «Жизнь» опубликовала материал «Буря в стакане воды»: «Словно мухоморы после продолжительного ливня, в отечественных СМИ стали появляться статейки на тему „общество устало и бунт случится на днях или даже завтра“, авторы которых проводят только им понятные исторические параллели, явно намекая, что славные предки в этот день кого-то свергли, а значит: „Пора брат, пора!“. При этом меня, рядового украинского гражданина, уверяют в том, что народ уже точит метафорические вилы и готов зачем-то восстать и непонятно кого свергнуть, а я в это время постыдно разлегся на диване и признаков гражданской сознательности не подаю... Народ (народ ли?) пишет, что давно готов и ждет, очевидно, только моего появления, чтобы с помощью вил и топоров строить новую Украину. Тут же находятся якобы родственники людей, пострадавших от режима, и прочие свидетели, которые почему-то не дают комментариев СМИ и не свидетельствуют в судах, но режут „правду-матку“ в комментариях. Я даже в окно на всякий случай выглянул, но студентов-бомбистов, стремящихся на баррикады, так и не заметил. Так где же зреет бунт? Скорее всего, в воспаленном сознании авторов. Подобные материалы пишутся с одной целью — спровоцировать конфликт. Главное — убедить человека в том, что все вокруг плохо, а потому пора расчехлять охотничье ружьишко и вливаться в колонны протестующих, которых на самом деле нет. Особенно хорошо это было видно на примере трагических событий в Николаевской области. Заметьте, людей, натерпевшихся от милицейского произвола, не призывали писать заявления в прокуратуру, выходить на мирные акции или заваливать жалобами Министерство внутренних дел. Наоборот, провокаторы требовали „громить райотделы“ и заниматься другими незаконными делами».

Автор Игорь Гомольский далее пишет: «Международный фонд „Відродження“ только в 2011 году потратил на развитие демократии в Украине более 60 миллионов гривен, а небезызвестную организацию Freedom House многие заморские эксперты и вовсе подозревают в связях с американской разведкой». «Чтобы получать деньги на строительство демократии, нужно доказать, что она в опасности, а провокации подходят для этого как нельзя лучше. И тут поневоле возникает вопрос: куда же смотрят все эти независимые агентства, занимающиеся мониторингом СМИ на предмет ангажированности и угрозы свободе слова? Судя по моим личным наблюдениям и недавним скандалам вокруг нецелевого использования грантовых средств, эти организации заинтересованы ровно в том же, что и провокаторы, а внимание их приковано исключительно к государственным и коммунальным СМИ. Исходя из их логики все в едином порыве должны вещать исключительно о деятельности оппозиции, правах меньшинств и необходимости срочно установить памятники „настоящим героям Украины“ на всех ключевых улицах страны. Других проблем, как известно, у нас нет, а демократия зиждется на этих трех китах. На практике же писать об оппозиции просто нечего, ибо, кроме скандалов и митингов, она не созидает ничего. Разве что законопроекты, о которых мне, как человеку, живущему в четырехэтажном доме, а не в башне из слоновой кости, писать всегда интересно, ибо чаще всего они настолько оторваны от реальности, что даже страшно становится. С меньшинствами и памятниками ситуация схожая. У первых особых проблем нет, а относительно установки вторых решать должна конкретная громада, а не „лидеры общественного мнения“. Откровенно говоря, я не склонен доверять конспирологическим теориям, но, с другой стороны, не верю и во всеобъемлющий зарубежный альтруизм. Если, получая деньги из-за рубежа, СМИ начинают активно раскачивать государственное суденышко, значит, это кому-нибудь нужно. Успокаивает лишь то, что в глазах ра­зумных людей, которых в Украине всегда было больше, все эти байки о „зреющем бунте“ выглядят как манифесты вроде: „Мать отругала за двойки в дневнике? Хватит это терпеть!“, поэтому общество в целом относится к ним с иронией», — говорится в статье.

Данный мониторинг составлен в рамках проекта Донецкой областной общественной организации «Донецкий институт информации» «Проведение регулярного мониторинга коммунальных средств массовой информации «Индекс цензуры». Результаты мониторинга представляются 1 раз в месяц до 5 числа каждого нового месяца и касаются данных за предыдущий календарный месяц. В мониторинге отражаются лишь те события, которые были учтены Донецкой областной общественной организацией «Донецкий институт информации» при его подготовке и классифицированы по существующим критериям. Мониторинг рассылается по адресам электронной почты граждан и организаций, которые подписаны на рассылки Донецкой областной общественной организации «Донецкий институт информации». Для оформления подписки пишите на адрес [email protected] с темой письма «Индекс цензуры». Контактный телефон мониторинговой группы — +3-8-062-348-21-07.

0

НОВОСТИ